Есауловский детский дом


Перейти к содержанию

Проблемы трудового воспитания

Наши ресурсы

«Проблемы трудогого восапитания»

Проблема

Причина

Пути решения

I.Проблема ранней трудовой ориентации воспитанников.

1. Воспитанники поступают из приютов и детских домов, в которых трудовая деятельность ребенка ограничена.
2. Воспитанники поступают в детский дом в возрасте 13-17 лет;

•Распределение вновь прибывших воспитанников по разным группам, с устоявшимися нормами проживания;
•Программа профориентации воспитанников;
•Индивидуальный подход (разграничение трудовых обязанностей относительно возраста с одной стороны и возможностей с другой).

II.Существующая программа профориентации не эффективна, не способствует профессиональному самоопределению воспитанников.

Формальный подход (программа ради программы)

•Оформление заказа ИПК РО на курсы повышения квалификации социального педагога по проблеме профориентации воспитанников (корректировка существующей программы);
•Данный семинар как заказ на эффективные способы профориентации, которыми может быть наполнена программа

III.Низкая мотивация к труду в широком смысле этого слова (учеба, творчество и т.д.).

Хроническая неуспешность воспитанника детского дома

•Использование метода соревнования (при работе на огороде, проведении уборки);
•Предъявление конечного результата деятельности воспитанника;
•Создание ситуации успеха.

IV.Нормативно-правовая база, регламентирующая проживание воспитанников в детском доме.


•Воспитательские занятия (воспитательная программа)

V.Узость выбора профессий.

1. Подбор учебных заведений, где есть общежития;
2. У воспитанников недостаточно знаний для поступления в ВУЗы, колледжи

•Поиск учебных заведений, готовых принять наших воспитанников
•Взаимодействие со школой (дополнительные занятия, консультации, факультативы)

VI.Проблема ориентации на трудовую деятельность воспитанников VIII вида.

Подражание отрицательным примерам поведения

•Формирование групп смешанного типа

Прошу обратиться к таблице, в которой указаны проблемы трудового воспитания и профориентации воспитанников, характерные для нашего учреждения, и некоторые пути решения этих проблем.

Итак, первая проблема, которую мы обозначили для себя – это проблема ранней трудовой ориентации. В последнее время в наш детский дом все чаще поступают дети в возрасте 13-17 лет, т.е. личности с уже сложившимися установками, системой взглядов на действительность, которая достаточно сложно поддается какой-либо коррекции, а любое вмешательство воспринимается как непонимание со стороны взрослого и провоцирует конфликт. Другая сторона вопроса состоит в том, что в некоторых детских домах и приютах, из которых к нам поступают дети, трудовая деятельность воспитанников ограничена (например, в городских детских домах): дети занимались в кружках, но никогда не работали в огороде и подсобном хозяйстве. Часто можно услышать заявление от вновь прибывших воспитанников; «Мы в том детском доме на огороде не работали и здесь не будем».

Данную проблему мы решаем следующим образом. Во-первых - индивидуальный подход. В нашем учреждении разработаны показатели по направлениям (ЗОЖ, трудовое направление, гражданское, коммуникативные навыки, профориентация и т.д.), рассчитанные на разные возрастные группы. Проще говоря, определенный минимум того, что должен знать и уметь воспитанник в определенном возрасте. По этим показателям 2 раза в год отслеживается динамика развития воспитанника. Воспитанник, поступивший в детский дом в дошкольном возрасте, последовательно проходит все этапы, благодаря воспитательной программе учреждения (о ней чуть позже). Вновь прибывший воспитанник, при наличии у него пробелов в той или иной области, имеет возможность вернуться на предыдущие этапы. Кроме того, данные показатели постоянно корректируются в зависимости от возможностей и склонностей воспитанников, проживающих в детском доме на данный момент, а также от изменений на рынке труда, социального запроса.

Во-вторых, распределение вновь прибывших воспитанников из одного детского дома или приюта по разным семьям, тем самым снижаем риск возможных конфликтов, деление на подгруппы «мы» и «они». Ребенок, попадая в группу с устоявшимися нормами и требованиями проживания, постепенно начинает соблюдать принятые правила («как огурец в рассоле») При этом мы не игнорируем родственные связи и кровные братья и сестры, в конечном счете, проживают в одной группе.

В-третьих, в детском доме существует программа профориентации воспитанников, целью которой является оказание помощи в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, возможностям и склонностям воспитанников.

Вторая проблема, которую мы обозначили для себя – это неэффективность существующей программы профориентации воспитанников. Сделать такой вывод нам позволили следующие статистические данные:

С 2004 по 2008 годы из стен нашего учреждения вышли 40 выпускников. Из них продолжают обучение – 14 человек ( в ВУЗах – 3, в техникумах и колледжах – 4, в ПУ – 7); закончили учебное заведение -14 человек (ВУЗы – 0, техникумы и колледжи – 3, ПУ – 11); работают по специальности – 7.

Что делаем для решения этой проблемы. Оформили заказ в ИПК на курсы повышения квалификации для нашего социального педагога по вопросам профориентационной работы с воспитанниками, целью последующей корректировки программы. Кроме того, мы рассматриваем данный семинар как заказ на эффективные способы профориентационной работы с воспитанниками, которыми может быть наполнена программа, и тем самым повысится ее результативность.


Следующая проблема – низкая мотивация к труду у воспитанников детского дома. Причину такой демотивированности воспитанников мы видим в их хронической неуспешности. Как уже было сказано ранее, дети приходят к нам с уже сложившимся, привычным стилем поведения. Появление такого ребёнка связано с привыканием к новым, иным, чем в кровной семье, условиям жизни, а это чрезвычайно сложно как для него самого, так и для педагогов. Здесь он сталкивается с такими ценностями и нормами, которые ему зачастую непонятны и чужды. Ему предъявляют требования к внешнему виду, поведению, качеству учебных работ, а ребёнок не всегда понимает, что от него хотят, и любой его шаг или поступок не соответствует общепринятым нормам. В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни и первые шаги по повышению его конкурентоспособности. Поэтому решение этой проблемы мы видим в использовании таких методов как соревнование (при работе на огороде - самый большой урожай, самый чистый огород, проведении уборки – ведение экрана чистоты и т.д.); предъявление конечного результата деятельности воспитанников (будь то презентация по результатам реализации социально-значимых проектов или продукция, выращенная на огороде собственными руками, на обеденном столе воспитанника); и, наконец, создание ситуаций успеха. Более подробно на этом вопросе мои коллеги остановятся во второй половине дня.

Нормативно-правовая база, регламентирующая проживание воспитанников в детском доме (это нормы СанПина, множество других инструкций, которые создают рамочное существование воспитанников). По большому счету, когда речь заходит о выполнении трудовых поручений, то в рамках данных норм не делается разницы между дошкольником и подростком и сводится к «вытиранию пыли с подоконников». Есть инструкция, согласно которой даже юноши и девушки, достигшие 17 лет, не могут по одному подходить к «страшному зверю» - стиральной машине. Частично мы решаем эту проблему с помощью воспитательной программы учреждения. Программа включает в себя следующие направления: гражданское направление, творческое, ЗОЖ, коммуникация, СБО, профориентация, трудовое направление, т.е. последние три направления отвечают задачам трудового воспитания и имеют практическую направленность (насколько это возможно).

Узость выбора профессий для выпускников. Т.е. с одной стороны, мы можем предложить своим выпускникам ограниченный выбор учебных заведений, обусловленный тем, есть или нет общежитие, хотят или не хотят учебные заведения видеть в рядах своих студентов детдомовцев. С другой стороны, двери многих государственных ВУЗов и колледжей открыты для наших воспитанников, но у них нет достаточных знаний для поступления в высшие учебные заведения.

И решение этой проблемы мы видим во взаимодействии со школой по организации дополнительных занятий, индивидуальных консультаций, факультативов для воспитанников. Также продолжаем поиск учебных заведений, готовых принять наших выпускников.

И последняя проблема ориентации воспитанников VIII вида на трудовую деятельность. Эта та категория воспитанников, для которых физический труд имеет первостепенное значение, способствуя их социализации. В силу своих особенностей, дети с ОИН действует по подражанию, при этом зачастую подражает негативному поведению сверстников. Ранее дети с ОИН в нашем детском доме составляли две отдельные коррекционные группы. И стоило кому-то из воспитанников подхватить какой-то отрицательный шаблон поведении (отказ от трудовых поручений), как ему тут же начинали подражать остальные воспитанники группы, естественно не отдавая отчета своим поступкам и их последствиям. В настоящее время в детском доме формируются группы смешанного типа, где как и в случае с вновь прибывшими, воспитанники с ОИН попадают в группу с устоявшимися нормами проживания, со своими положительными лидерами (примерами для подражания).


Автор: Хисамутдинова И.В.


Назад



Назад к содержанию | Назад к главному меню
Hosted by uCoz