Наши ресурсы
«Проблемы трудогого восапитания»
Проблема |
Причина |
Пути решения |
I.Проблема ранней трудовой ориентации воспитанников.
|
1. Воспитанники поступают из приютов и детских домов, в которых трудовая деятельность ребенка ограничена.
|
•Распределение вновь прибывших воспитанников по разным группам, с устоявшимися нормами проживания;
|
II.Существующая программа профориентации не эффективна, не способствует профессиональному самоопределению воспитанников.
|
Формальный подход (программа ради программы) |
•Оформление заказа ИПК РО на курсы повышения квалификации социального педагога по проблеме профориентации воспитанников (корректировка существующей программы);
|
III.Низкая мотивация к труду в широком смысле этого слова (учеба, творчество и т.д.).
|
Хроническая неуспешность воспитанника детского дома
|
•Использование метода соревнования (при работе на огороде, проведении уборки);
|
IV.Нормативно-правовая база, регламентирующая проживание воспитанников в детском доме.
|
|
•Воспитательские занятия (воспитательная программа) |
V.Узость выбора профессий. |
1. Подбор учебных заведений, где есть общежития;
|
•Поиск учебных заведений, готовых принять наших воспитанников
|
VI.Проблема ориентации на трудовую деятельность воспитанников VIII вида.
|
Подражание отрицательным примерам поведения
|
•Формирование групп смешанного типа
|
Прошу обратиться к таблице, в которой указаны проблемы трудового воспитания и профориентации воспитанников, характерные для нашего учреждения, и некоторые пути решения этих проблем.
Итак, первая проблема, которую мы обозначили для себя – это проблема ранней трудовой ориентации. В последнее время в наш детский дом все чаще поступают дети в возрасте 13-17 лет, т.е. личности с уже сложившимися установками, системой взглядов на действительность, которая достаточно сложно поддается какой-либо коррекции, а любое вмешательство воспринимается как непонимание со стороны взрослого и провоцирует конфликт. Другая сторона вопроса состоит в том, что в некоторых детских домах и приютах, из которых к нам поступают дети, трудовая деятельность воспитанников ограничена (например, в городских детских домах): дети занимались в кружках, но никогда не работали в огороде и подсобном хозяйстве. Часто можно услышать заявление от вновь прибывших воспитанников; «Мы в том детском доме на огороде не работали и здесь не будем».
Данную проблему мы решаем следующим образом. Во-первых - индивидуальный подход. В нашем учреждении разработаны показатели по направлениям (ЗОЖ, трудовое направление, гражданское, коммуникативные навыки, профориентация и т.д.), рассчитанные на разные возрастные группы. Проще говоря, определенный минимум того, что должен знать и уметь воспитанник в определенном возрасте. По этим показателям 2 раза в год отслеживается динамика развития воспитанника. Воспитанник, поступивший в детский дом в дошкольном возрасте, последовательно проходит все этапы, благодаря воспитательной программе учреждения (о ней чуть позже). Вновь прибывший воспитанник, при наличии у него пробелов в той или иной области, имеет возможность вернуться на предыдущие этапы. Кроме того, данные показатели постоянно корректируются в зависимости от возможностей и склонностей воспитанников, проживающих в детском доме на данный момент, а также от изменений на рынке труда, социального запроса.
Во-вторых, распределение вновь прибывших воспитанников из одного детского дома или приюта по разным семьям, тем самым снижаем риск возможных конфликтов, деление на подгруппы «мы» и «они». Ребенок, попадая в группу с устоявшимися нормами и требованиями проживания, постепенно начинает соблюдать принятые правила («как огурец в рассоле») При этом мы не игнорируем родственные связи и кровные братья и сестры, в конечном счете, проживают в одной группе.
В-третьих, в детском доме существует программа профориентации воспитанников, целью которой является оказание помощи в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, возможностям и склонностям воспитанников.
Вторая проблема, которую мы обозначили для себя – это неэффективность существующей программы профориентации воспитанников. Сделать такой вывод нам позволили следующие статистические данные:
С 2004 по 2008 годы из стен нашего учреждения вышли 40 выпускников. Из них продолжают обучение – 14 человек ( в ВУЗах – 3, в техникумах и колледжах – 4, в ПУ – 7); закончили учебное заведение -14 человек (ВУЗы – 0, техникумы и колледжи – 3, ПУ – 11); работают по специальности – 7.
Что делаем для решения этой проблемы. Оформили заказ в ИПК на курсы повышения квалификации для нашего социального педагога по вопросам профориентационной работы с воспитанниками, целью последующей корректировки программы. Кроме того, мы рассматриваем данный семинар как заказ на эффективные способы профориентационной работы с воспитанниками, которыми может быть наполнена программа, и тем самым повысится ее результативность.
Следующая проблема – низкая мотивация к труду у воспитанников детского дома. Причину такой демотивированности воспитанников мы видим в их хронической неуспешности. Как уже было сказано ранее, дети приходят к нам с уже сложившимся, привычным стилем поведения. Появление такого ребёнка связано с привыканием к новым, иным, чем в кровной семье, условиям жизни, а это чрезвычайно сложно как для него самого, так и для педагогов. Здесь он сталкивается с такими ценностями и нормами, которые ему зачастую непонятны и чужды. Ему предъявляют требования к внешнему виду, поведению, качеству учебных работ, а ребёнок не всегда понимает, что от него хотят, и любой его шаг или поступок не соответствует общепринятым нормам. В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни и первые шаги по повышению его конкурентоспособности. Поэтому решение этой проблемы мы видим в использовании таких методов как соревнование (при работе на огороде - самый большой урожай, самый чистый огород, проведении уборки – ведение экрана чистоты и т.д.); предъявление конечного результата деятельности воспитанников (будь то презентация по результатам реализации социально-значимых проектов или продукция, выращенная на огороде собственными руками, на обеденном столе воспитанника); и, наконец, создание ситуаций успеха. Более подробно на этом вопросе мои коллеги остановятся во второй половине дня.
Нормативно-правовая база, регламентирующая проживание воспитанников в детском доме (это нормы СанПина, множество других инструкций, которые создают рамочное существование воспитанников). По большому счету, когда речь заходит о выполнении трудовых поручений, то в рамках данных норм не делается разницы между дошкольником и подростком и сводится к «вытиранию пыли с подоконников». Есть инструкция, согласно которой даже юноши и девушки, достигшие 17 лет, не могут по одному подходить к «страшному зверю» - стиральной машине. Частично мы решаем эту проблему с помощью воспитательной программы учреждения. Программа включает в себя следующие направления: гражданское направление, творческое, ЗОЖ, коммуникация, СБО, профориентация, трудовое направление, т.е. последние три направления отвечают задачам трудового воспитания и имеют практическую направленность (насколько это возможно).
Узость выбора профессий для выпускников. Т.е. с одной стороны, мы можем предложить своим выпускникам ограниченный выбор учебных заведений, обусловленный тем, есть или нет общежитие, хотят или не хотят учебные заведения видеть в рядах своих студентов детдомовцев. С другой стороны, двери многих государственных ВУЗов и колледжей открыты для наших воспитанников, но у них нет достаточных знаний для поступления в высшие учебные заведения.
И решение этой проблемы мы видим во взаимодействии со школой по организации дополнительных занятий, индивидуальных консультаций, факультативов для воспитанников. Также продолжаем поиск учебных заведений, готовых принять наших выпускников.
И последняя проблема ориентации воспитанников VIII вида на трудовую деятельность. Эта та категория воспитанников, для которых физический труд имеет первостепенное значение, способствуя их социализации. В силу своих особенностей, дети с ОИН действует по подражанию, при этом зачастую подражает негативному поведению сверстников. Ранее дети с ОИН в нашем детском доме составляли две отдельные коррекционные группы. И стоило кому-то из воспитанников подхватить какой-то отрицательный шаблон поведении (отказ от трудовых поручений), как ему тут же начинали подражать остальные воспитанники группы, естественно не отдавая отчета своим поступкам и их последствиям. В настоящее время в детском доме формируются группы смешанного типа, где как и в случае с вновь прибывшими, воспитанники с ОИН попадают в группу с устоявшимися нормами проживания, со своими положительными лидерами (примерами для подражания).
Автор: Хисамутдинова И.В.
Назад