Наши ресурсы
«Подходы к проблеме трудового восапитания и профессионального самоопределения воспитанников детского дома»
Много написано и сказано о пользе и необходимости трудового воспитания в становлении личности. Для нашего учреждения эта тема актуальна тем, что задача нашего учреждения звучит как формирование трудовых навыков и профориентация с целью успешной социализации воспитанника детского дома в общество и ещё потому, что в настоящее время мы определились в рамках концепции реструктуризации как Центр СТА.
Как центр мы должны решать проблемы социально – трудовой адаптации, профессиональной ориентации, начального профессионального образования воспитанников своего учреждения, но и предъявлять свой методический и кадровый ресурс для учреждений Центрального округа
С целью предъявления ресурса, обобщения эффективных практик учреждений округа, с целью пополнения методического ресурса округа мы заявили методический семинар.
Чтобы правильно использовать терминологию нашей темы нужно определиться с понятиями, связанными с нашей темой.
Трудовое воспитание – процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирование у них трудовых умений и навыков, воспитание добросовестного отношения к выполняемой работе, стимулирование инициативы, творчества и стремления к достижению более высоких результатов.
Трудовое обучение – специально организованный процесс, направленный на овладение практических умений и навыков в той или иной сфере труда и профессиональной деятельности.
Профессиональная ориентация – процесс ознакомления воспитанников с различными видами профессиональной деятельности и труда, оказание им помощи в выборе предстоящей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.
Трудолюбие – результат трудового воспитания, трудового обучения и профориентации и выступает как важнейшее нравственно – личностное качество.
Сегодня мы будем говорить о двух понятиях вышеперечисленных, которые необходимы ребёнку для его дальнейшей самостоятельной жизни (трудовое воспитание и профессиональная ориентация).
Весна в разгаре, на подходе лето. У тысячи ребят, оканчивающих школу, не за горами экзамены, выпускные балы, жизнь полных ожиданий и впечатлений, родители начинают искать своим чадам престижные учебные заведения.
Радуются подопечные и детских домов, скоро на свободу. Но детскую радость омрачают уже взрослые мысли. А что ждёт впереди? Какие «университеты» и «академии» ждут их? Лишь немногие учреждения и педагоги в частности могут повседневно держать во внимании своих выпускников. Дети, оказавшиеся один на один с самостоятельной жизнью, испытывают большие трудности с замедленным самоопределением, незнанием себя как личности. Выпускникам свойственно иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, где требуются умение строить деловые отношения, готовность к трудностям, связанным с вопросом социализации.
Насколько выпускник имеет представление о своём будущем, связанным с получением профессии, настолько он владеет трудовыми навыками, необходимыми ему при организации быта в постинтернатный период настолько в будущем ему будет легче социализироваться, стать полноценным членом общества.
Если учесть, что по результатам мониторинга динамики социального и профессионального становления сирот (Иркутский педагогический колледж), общественная значимость приобретаемой профессии в системе жизненных ценностей выпускников занимает одну из последних позиций, а действующая система комплектования таких студентов в отдельную группу не позволяет им в полной мере реализовать свои жизненные силы. Уже как следствие причин такой низкий процент социализации студентов – сирот(19,3%).
Ориентация человека на получение профессии реализуется в ходе его собственного развития, поэтому нужно заранее, задолго до выпускного возраста начинать думать о будущем детей, приглядываясь к тому, что ему интересно, что у них лучше получается.(пример умные родители, которые примечают способности ребёнка, и дают образование).Исходя из того, что основной проблемы ранней юности является не только профессиональное самоопределение, но и стремление личности осознанно найти смысл своей жизнедеятельности, нашей основной задачей становится формирование у выпускников потребности и готовности к полноценному, свободному профессиональному самоопределению, создание условий для освоения ими веера новых социальных ролей, полноценной реализации их задатков и способностей.
Во всех учреждениях для детей – сирот выделяются несколько типичных проблем, связанных с трудовой адаптацией и профессиональным становлением воспитанников (выпускников).
Проблемы:
Дефицит социального опыта, сформировавшийся в детском доме в силу изолированности от социума и от домашних сверстников. Социальный опыт – это жизненный опыт. Учитывая, что ребёнок приходит в детский дом, как правило, вполне сложившейся личностью, имея свой социальный опыт. В своём поведении дети повторяют привычные, освоенные ещё в раннем детстве способы поведения родителей. Стиль родительского поведения бессознательно и непроизвольно «записывается» «запечатлевается» в психике ребёнка, и, взрослея, он воспроизводит этот стиль как вполне «естественный» для себя, ибо не знает других отношений. Для таких детей становится нормой не работать, не думать о завтрашнем дне и не связывать свою жизнь с получением образования.
Научить этому нельзя, даже создав совершенную систему организаций занятий по социальному ориентированию, трудовому воспитанию, профессиональному становлению. Можно создать условия для такого научения в практической жизнедеятельности, а именно с этим в детском доме возникают определенные трудности. Неслучайно наиболее успешно из всего спектра бытовых и трудовых знаний наши дети усваивают швейное дело, труд на приусадебном и подсобном дворе. Эти области практических навыков ближе всего не к какому-то там будущему, а к их сиюминутной жизнедеятельности.
Более важной является проблема мотивации ребенка, в том числе мотивация трудиться, учиться, мотивация использовать полученные знания, мотивация развиваться, мотивация жить. У этой демотивированности есть две причины. Первая – страх открытого социального пространства. Вторая – укоренение в ребенке психологии социального иждивенчества. Довольно легко научить ребенка быть иждивенцем и практически невозможно от этого отучить без изменения норм организации жизни в детском доме. Все, что делается для воспитанника детского дома, от нормативно-правовой базы, регламентирующей его жизнь в стенах детского дома до вручения ему на массовом празднике подарка и выдачи карманных денег, выделенной «просто так» жилой площади, в чем-то снижает его адаптивность. Здесь мы выходим на более широкую проблему, возможно, самую важную для понимания причин социального иждивенчества и общей дезадаптивности вчерашнего воспитанника. В обществе нет недостатка во внимании к проблемам детского сиротства. Но это внимание носит внутренне противоречивый, основанный на стереотипе, почти лицемерный характер. Руководители фирм и местных органов власти, с искренним удовольствием вручающие детям детского дома подарок на массовом празднике, исходят из стереотипа поведения, принося ребёнку больше вреда чем пользы.
Во - первых ребёнок понимает из этого акта дарения, что он интересен дарителю не как он сам не как личность, а как носитель ущербного социального статуса.
Во - вторых, он понимает, и понимает ошибочно, что ему как носителю этого статуса по определению положены и всегда будут положены эти вкусные крошки с общественного стола.
В- третьих, он не понимает, и слава богу, что даритель использует его в лучшем случае для того, чтобы оставаться в ладу с собственной совестью. Эти стереотипы нужно разрушать, потому что ребенок должен знать, что в будущем никто не обеспечит ему такого внимания, и всё что давалась ему в детском доме просто так, в самостоятельной жизни нужно заработать.Проблема профессионального самоопределения воспитанников детского дома. К сожалению, существующие программы по профориентации носят формальный характер (программа ради программы) и, как следствие, не способствуют профессиональному самоопределению воспитанников; Профориентация часто ограничивается профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, «кому какая профессия подходит». И когда в ходе профориентационного обследования перед будущим выпускником кладут листок с перечнем профессий, он с удовольствием понимает, чего же он хочет. Но нужно быть реалистами и понимать, что социальные шансы выпускника детского дома на получение «беловоротничковой» профессии ниже, чем у его сверстников из семьи, по многим укоренившимся причинам, объективным и субъективным.
Воспитанники детского дома, как правило, неуспешны в учебе, вследствие наличия различных видов отклонений: умственная отсталость, задержка психического развития, педагогическая запущенность, эмоциональные нарушения. Это способствует тому, что для неуспешных в учёбе выпускников достаточно ограниченный круг профессий, которые они могут получить в начальных профессиональных учреждениях. Необходимо таких детей ориентировать на получение профессии до того, как у ребёнка встаёт проблема выбора, учитывая так же его возможности и способности, научить объединять внутренние мотивы активности и пространство реальной жизни.
Существуют также масса других причин трудового воспитания и профессионального становления типичных только для отдельных детских домов и о них нужно говорить, потому что если мы видим и говори об этих проблемах, наращиваем опыт в данном направлении, значит можно говорить о решении данных проблем, следовательно, о качестве подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.
В ходе подготовки к семинару нами были изучены многие источники, в том числе опыт зарубежных детских домов 19 века. Например, госучреждение для особо трудных детей Хагенау. Группы делились на три
Учащиеся с8 -14 лет
Мастеровые
Группа, занимавшихся домовыми, земледельческими и садовыми работами.
Учреждение находилось на самостоятельном обеспечении.
Следующий пример 1824 год- Ам –Урбан (Берлин) –лучшее воспитательное учреждение Европы 20 -30 годов прошлого столетия. В основу деятельности института положены несколько принципов основным и ведущим принципом, из которых является «труд, дающий профессиональную выучку и образование».Выпускники этого учреждения были самыми успешными в данный период времени в Европе.
Ушинский говорил о том, что у детей должна быть организована каждая минута. Дети никогда не должны оставаться один на один с собой «без дела в руках или без мысли в голове»- ибо тогда портится и сердце, и ум и совесть. Также Ушинский подчёркивал: «Самое воспитание, если оно желает человеку счастье, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».
Макаренко утверждал, что правильное воспитание нельзя себе представить как воспитание нетрудовое.
Поэтому мы смеем утверждать, что трудовое воспитание и профессиональное становление личности воспитанника детского дома одно из приоритетных направлений деятельности детского дома.
Но говорить сегодня мы будем не с позиции у нас всё хорошо и замечательно, а с позиции проблем и шагов по решению проблем исходя из темы семинара.
Автор: Гайдаева С.К
Назад